Последние месяцы бизнес-сообществом, контролерами, регуляторами, организациями, которые защищают интересы компаний, активно обсуждалась амнистия по дроблению бизнеса. Конкретика появилась в конце мая, когда Минфин представил проект поправок в НК РФ и профильные нормативно-правовые акты.
Документ вывел в правовое поле схему дробления для того, чтобы появилась возможность эффективной реализации профилактических мер и применения санкций для нарушителей. Не обошлось и без компромиссов. Одним из таких предложений стала амнистия.
Кого касается?
Новая нормативная база по дроблению касается большинства юридических лиц и части индивидуальных предпринимателей. Она определяет понятие дробления, его признаки. По ним предлагается оценивать компании во время налоговых проверок.
В число явных признаков дробления Минфин включил номинальную самостоятельность, подконтрольность компаний и получение налоговой выгоды (в виде единой цели). На наличие таких признаков налоговики будут проверять подозрительных субъектов предпринимательства. И сами компании смогут точнее оценивать свои риски.
Для чего это нужно?
До сих пор нормативная база по дроблению отсутствовала как таковая. Сама же схема успешно применялась бизнесом. Ее контуры очертила судебная практика. По данным ФНС, в 2018−2023 годах суды рассмотрели более 600 дел о дроблении на общую сумму доначислений 56 млрд. руб.
Но очевидно, что полной ясности судебная практика дать не может, поскольку в арбитраж попадает лишь часть налоговых споров. Бизнес по-прежнему не понимает, что ФНС может посчитать дроблением, а что нет.
Что с этим делать?
Минфин установил законодательные границы дробления и дал схеме четкое определение. Согласно упомянутым поправкам, дроблением признается разделение единой предпринимательской деятельности между двумя и более формально самостоятельными лицами (фирмами, ИП) с сохранением контроля за каждым из них.
Следующий логичный шаг – ужесточение ответственности за дробление. Пока до этого дело не дошло, бизнесу предлагается добровольно отказаться от дробления в 2025-2026 годах и получить амнистию за 2022−2024 годы при соблюдении ряда условий. По амнистии может быть частично или полностью прекращена обязанность по уплате налогов, штрафов, пеней, начисленных в результате налоговых проверок за соответствующие периоды.
Последствия?
О том, как сработает амнистия, говорить пока рано. Законопроект Минфина одобрен профильной правительственной комиссией, но еще не внесен на рассмотрение в Госдуму.