Для каждого вида инвентаризации есть свои основания. Сверка расчетов с заказчиками (покупателями) проводится перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности, перед составлением предварительного и окончательного ликвидационного баланса, а также на отчетную дату корректировки резерва по сомнительным долгам. В последнем случае сроки и порядок проведения инвентаризационных мероприятий устанавливаются приказом руководителя фирмы.
Может потребоваться сверка дебиторской задолженности и в других случаях. В каких – расскажем дальше, а также подсветим типичные ошибки, которых стоит избегать.
Что может пойти не так
Не делаются сверки по счету 62. Расчеты с заказчиками и покупателями идут как идут. Бухгалтер в установленные сроки формирует отчетность. Налоговики выявляют ошибки, направляют требования о представлении пояснений и/или пересчитывают налоговую базу и делают доначисления. Растет административная нагрузка на бухгалтерию, компания несет дополнительные расходы (пени, штрафы, погашение недоимок).
Инвентаризация расчетов с покупателями проводится формально. Получается, на бумаге все в порядке, а на деле задолженность растет, отношения с заказчиками портятся. Так и до судов недалеко.
Дебиторская задолженность не классифицируется. По результатам инвентаризации в учете и внутренней отчетности отражается только общая сумма. Это усложняет работу с сомнительными долгами и долгами под списание.
В актах сверки допускаются ошибки. Первичные документы с ошибками могут быть признаны недействительными. Соответственно, ИФНС может посчитать, что результаты сверки некорректны.
Расхождения в расчетах с контрагентами остаются на бумаге. В бухучет не вносятся корректировки.
Исправляем ошибки
Дебиторскую задолженность по счету 62 нужно инвентаризировать регулярно. Во-первых, такое требование установлено ФЗ №402 от 06.12.2011. Во-вторых, подтверждение правильности отражения соответствующих сумм в бухучете уменьшает вероятность ошибок в текущей и итоговой (годовой) отчетности. Кроме того, реальные цифры дебиторки имеют значение для финансовой отчетности.
Инвентаризация расчетов с заказчиками и покупателями позволяет выявлять контрагентов, не согласных с размером задолженности. С ними проводятся индивидуальные сверки, и предпринимаются меры для погашения долгов. Если задолженность остается, по крайней мере, она отражается в актуальной сумме. Что можно сделать с такой дебиторкой, подскажут юристы.
Регулярная и проведенная по всем правилам инвентаризация позволяет выявлять сомнительную задолженность, которая не обеспечена и не погашена в срок. Если соответствующие суммы выходят за рамки сформированного резерва по сомнительным долгам, компания может этот резерв скорректировать, не дожидаясь налоговой проверки. Также инвентаризация выявляет нереальные к взысканию долги (с истекшим сроком давности, по контрагентам, которые исключены из ЕГРИП/ЕГРЮЛ). Задача бухгалтера – своевременно списывать такие долги.
При инвентаризации расчетов с покупателями рекомендуется использовать унифицированные документы, например, акт ИНВ-17. Если вы формируете шаблон самостоятельно, позаботьтесь о том, чтобы он соответствовал нормативным требованиям (обязательные реквизиты, содержание, подписи ответственных лиц и т.п.)
В большинстве случаев расхождения в расчетах с покупателями и заказчиками являются результатом ошибок в учете. Исправляются они путем сторнирования или доначисления соответствующих сумм. Скорректированные сведения отражаются в отчетности. Если расхождения выявлены после декларационной кампании, в ИФНС подается уточненная отчетность.
Если проблемные сверки – систематическое явление, стоит пересмотреть подходы к ведению учета. Для получения консультации звоните!