Выездная налоговая проверка – мероприятие для бизнеса нежелательное. Ее назначение говорит о том, что к компании у контролеров и регуляторов есть серьезные претензии. Иногда последние являются необоснованными. Чтобы свести к минимуму риск таких проверок, рекомендуется проверять критерии риска и своевременно исправлять ошибки в учете.
Что может пойти не так
Бухгалтер сосредоточен на операционном учете и не следит за показателями налоговой нагрузки. А когда ИФНС спрашивает, почему показатели низкие, игнорирует запрос или дает формальную отписку.
Зарплата устанавливается и выплачивается без учета среднеотраслевого показателя. С точки зрения бухгалтерии и налогообложения все правильно (НДФЛ, взносы, отчетность). А влияние показателей на общую картину или так называемую налоговую репутацию не учитывается.
При проверке не учитывается публичность: наличие сайта, интернет-магазина, приложения, представленность на маркетплейсах (а налоговики обращают на нее внимание).
Претензии налоговой безоговорочно принимаются, компания доплачивает налоги и пени.
Исправляем ошибки
Отбирая компании для предпроверочного анализа, который часто предшествует выездной проверке, ИФНС ориентируется на 12 контрольных точек. Одной из главных точек является уровень налоговой нагрузки. Если он ниже среднеотраслевого по региону, придется давать пояснения. Ответ лучше подготовить подробный и обстоятельный. Укажите в тексте реальные причины, почему налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой по региону (например, снижение темпов производства и реализации, убытки и т.п.). Все это должно быть документально подтверждено.
Зарплату, как и налоговую нагрузку, ФНС сверяет со среднеотраслевым значением по региону. Тот, кто платит своим сотрудникам меньше, сразу попадает в поле зрения. Это не значит, что низкая зарплата однозначно приведет к проверке. Оклады ниже среднеотраслевых могут иметь место в секторах. Также на размер выплат влияют региональные факторы, объективные обстоятельства. Если это ваш случай, подготовьте пояснения для ИФНС. Занижение зарплаты без обоснования и подтверждающих документов не примет ни ФНС, ни суд. В качестве обоснования можно ссылаться на рыночную ситуацию (с аналитикой), специфику работы компании (сезонность, например), квалификацию персонала.
Неожиданным поводом для предпроверочного анализа и даже вызова на комиссию может оказаться сотрудничество с контрагентами, которые не развивают свой сайт, интернет-магазин или вовсе не представлены в интернете. Формально нарушением это не является, поскольку в законах не прописано обязательство иметь соответствующие ресурсы. Но ФНС считает непубличность контрагентов подозрительной. Лучшая защита от таких претензий – реальные, документально подтвержденные результаты сделок (прибыль, уплаченные налоги).
Не всегда претензии налоговиков обоснованы. Зафиксировано множество случаев некорректного применения статистики инспекторами, особенно при сравнении рентабельности налогоплательщика со среднеотраслевым показателем. Поскольку этот показатель абсолютным не является, должны учитываться реальные условия деятельности компании. Чтобы не пришлось идти в суд и оспаривать доначисления, на этапе предпроверочного анализа (запрос пояснений, приглашение директора на комиссию) рекомендуется обосновывать расчет рентабельности налоговой базы, ссылаясь на актуальные сведения учета и соответствующие нормативно-правовые акты. Что касается статистики, чтобы оспорить доначисления налоговой, придется разобраться в специфике расчета среднеотраслевого показателя. Ссылаться можно на приказы самой же ФНС.
Как подогнать зарплату под среднеотраслевые значения, вы знаете сами. Что делать, если по объективным причинам реальный показатель ниже расчетного от ИФНС, мы расскажем. Обращайтесь!
Претензии налоговой принимаются, компания доплачивает налоги и пени.