Чтобы перейти на налоговый мониторинг, компании нужна система управления налоговыми рисками и внутреннего контроля (СУРиВК). Она позволяет выявлять, оценивать, документировать и отслеживать рисковые события. Система включает организационные меры, методики, процедуры, нормы корпоративной культуры и действий, которые позволяют налогоплательщику быть уверенным в правильности исполнения налоговых обязательств (платежи, отчетность).
Регулируется СУРиВК Налоговым кодексом и Приказом ФНС № 518 от 25.05.2021. Но нормативные акты рассматривают только общие вопросы. Детальная регламентация лежит на плечах налогоплательщиков. И никто не застрахован от ошибок. Разберем некоторые из них.
Что может пойти не так
Некорректная интерпретация понятия «налоговый риск». В рамках риск-менеджмента компания оценивает налоговые риски исключительно как вероятность наступления негативных последствий, упуская фактор возможностей, связанных с теми же рисками. Такая интерпретация часто не совпадает с той, которую транслирует налоговая инспекция.
Отражение в реестре типовых рисков. Налоговый мониторинг создан не для формализации контроля. Принцип «все под одну гребенку» здесь не работает. Указываете типовые риски в реестрах – не удивляйтесь повышенному вниманию со стороны ФНС.
Произвольное описание рисков. Приказ № 518 не устанавливает специальных требований к описанию налоговых рисков. И де-юре произвольные формулировки нормам действующего законодательства не противоречат. Но де-факто это может стать проблемой, поскольку налоговики придерживаются негласных правил описания рисков.
Исправляем ошибки
Понятие налогового риска в рамках перехода на мониторинг рационально рассматривать именно с позиции ФНС. То есть мы выясняем, что интересует регулятора, и исходя из этого формируем систему управления и контроля. В частности, рекомендуется учитывать положительные последствия налоговых рисков, например, переплаты. Они интересуют налоговиков не меньше, чем недоимки. И давать пояснения по переплатам приходится так же часто, как по задолженности.
Концепция мониторинга предполагает отражение в реестрах рисков, которые имеют непосредственное отношение к деятельности конкретной компании. Часть из них может быть типовыми. Но так или иначе для эффективного мониторинга придется анализировать нарушения прошлых периодов, выявлять закономерности, устанавливать причины. Опираться при этом можно на решения, вынесенные ИФНС в результате выездных проверок, результаты обязательного и инициативного аудита. Такой подход даст объективную картину, и к НВР в реестрах у налоговиков вряд ли возникнут вопросы.
Если ваша компания идет под налоговый мониторинг, не лишним будет посетить профильный вебинар от ФНС. В его рамках регулятор представит подходы к определению наименования и описания рисков. С одной стороны, нужна краткая форма, отражающая суть, с другой – детальное раскрытие информации о налоговом риске. Как это совместить, чтобы не допустить нарушения правил заполнения реестра, расскажут инспекторы. Также вы можете обратиться за разъяснениями к нашим экспертам.
Налоговый мониторинг – специфическая форма контроля. По части подготовки к нему, а также по вопросам определения вероятности наступления рисков, оценки их последствий проконсультируют наши специалисты. Мы также поможем определить оптимальное количество рисков, отражаемых в реестре в первый год мониторинга. Обращайтесь!