Контрагент нарушает обязательства по договору? Логичный ответ на это – обращение в суд. Но не все так просто. В коммерческой среде многим судебным разбирательствам предшествует процедура досудебного урегулирования споров. Она предусматривает направление друг другу претензий, получение ответов, проведение переговоров, заключение соглашений и т.п. Если досудебный порядок оказывается нерезультативным, только тогда стороны договора могут обратиться в суд.
Практика показывает, что далеко не всегда претензионный этап проходит гладко. Сегодня на повестке дня подводные камни, риски и способы предотвращения нежелательных последствий.
Что может пойти не так
Первое и главное – претензия как инструмент для разрешения спора игнорируется, когда она является обязательной (ст. 4 АПК РФ). Вы не идете путем досудебного урегулирования спора, сразу подаете иск в суд. Суд рассматривает документы и не принимает исковое заявление или принимает, но оставляет без рассмотрения. Вам приходится все начинать сначала. Вы направляете контрагенту претензию, ждете ответ, возражаете и т.д. На это все тратится время. Обязательства остаются неисполненными или исполненными в неполном объеме, задолженность копится, вы теряете деньги.
Неудовлетворение правомерных претензий. Потребитель направляете вам как продавцу претензию с перечнем требований. Вы их анализируете и формально признаете, но на претензию не отвечаете или отвечаете, но де-факто не исполняете обязательства. Потребитель идет в суд. суд признает требования, выносит решение о взыскании с продавца суммы, указанной в требованиях и – барабанная дробь – начисляет продавцу штраф 50% от суммы, присужденной потребителю, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований. Ваши издержки увеличиваются.
Просрочка претензий. Вы на словах сообщаете контрагенту о несоответствиях и недостатках (например, некомплектном или некачественном товаре). Пока идут переговоры, истекает срок предъявления претензии, установленный нормативными документами.
Нарушение норм делового документооборота. Претензия ≠ жалоба. Хотя и последняя должна быть конкретной, содержательной, объективной. В противном случае получатель в праве проигнорировать документ и требования, которые приведены в его тексте.
Исправляем ошибки
Если по вашему договору в случае возникновения спора досудебный порядок урегулирования обязателен, составляйте претензию и направляйте ответчику. Не получили в установленные законом сроки ответ с признанием требований и четким алгоритмом их удовлетворения, подавайте иск в суд.
Договариваться дешевле, чем судиться. Если признаете требования покупателя, разрабатывайте механизм их удовлетворения. Давайте потребителю конкретику, чтобы ц него не было формального повода обратиться в суд раньше, чем вы исполните свои обязательства. Если дело дойдет до суда, готовьтесь платить не только упомянутый выше 50% штраф, но и судебные издержки.
Срок предъявления претензии устанавливается действующим законодательством и/или договором. При просрочке можно попытаться восстановить право на предъявление требований в судебном порядке. Но гарантировать принятие решения в вашу пользу невозможно. Важно: если в договоре и законах срок предъявления претензий не указан, у вас есть 3 года для выяснения отношений с контрагентом. В таких случаях действует общий принцип, то есть, претензия может быть предъявлена в пределах срока исковой давности по ст. 196 ГК РФ.
Претензия для фактов, цифр и норм закона, конкретных требований и информации о последствиях их невыполнения, а не для эмоций. Учитывайте это при составлении текста.
Мы поможет составить претензию или ответ на нее, а также обеспечим юридическое сопровождение всего досудебного порядка урегулирования спора. Условия сотрудничества обсудим индивидуально – звоните!