Договорные отношения, даже если они эффективны и важны для обеих сторон, не всегда бывают бесконфликтными. Если одна сторона нарушила обязательства, другая предлагает обсудить проблему и компенсировать ущерб, направляя письменную претензию. Претензионный порядок нередко бывает обязательным. Без него не получится подняться на следующую ступень в разрешении спора – инициировать судебный процесс.
Что может пойти не так
- Переговоры вместо претензии. Начинающийся конфликт можно и нужно попытаться разрешить на уровне переговоров. Обычно все начинается с высказывания одной стороной договора недовольства по поводу нарушения другой стороной своих обязательств. Это обычная практика, но помните, что переговорный процесс не может длиться вечно. Пока вы высказываете претензии устно, а контрагент обещает все исправить, уходит драгоценное время.
- Эмоциональная претензия. Документ не излагает сути вопроса и требования заявителя, а отражает субъективную оценку ситуации, текст его имеет выраженную эмоциональную окраску.
- Иск в суд без предварительного направления претензии контрагенту. Заявление могут не принять, вернуть (ст. 129, 148 АПК РФ). И судебное разбирательство не начнется, пока досудебная процедура не состоится и не будет исчерпана.
- Несоблюдение сроков подачи претензий. Конкретные сроки могут устанавливаться договорами (например, купли-продажи) и другими нормативными актами. Просрочка направления претензии приводит к утрате права на удовлетворение требований.
- Несостоятельные требования. Требовать посредством претензии можно отнюдь не что угодно. Избыточные или несостоятельные требования ведут досудебный порядок разрешения споров в тупик, объективные и адекватные, наоборот, увеличивают шансы на то, что до суда дело не дойдет.
Исправляем ошибки
- Переговоры могут предшествовать претензии, но не должны заменять ее. Претензия – официальный документ, который подтверждает намерение о разрешении спора. Она предполагает получение ответа в письменном виде. Игнорирование претензии при дальнейшем разрешении спора в суде играет отнюдь не на пользу той стороне, которая нарушила договор.
- Хотите получить адекватный ответ на претензию? Изложите четко, кратко и конкретно суть вопроса, перечень требований и сообщите о последствиях игнорирования этих требований.
- Для подавляющего большинства споров досудебный порядок разрешения обязателен. И обмен претензиями – один из инструментов, используемых сторонами в рамках этого порядка. Если результат досудебного урегулирования вас не устраивает, подавайте иск в суд. И не забудьте включить претензии, ответы на них в доказательную базу по делу.
- Заключая договор, детально изучите пункт об урегулировании споров. Если установлен конкретный срок направления претензии, придерживайтесь его при разрешении спора в досудебном порядке. Если срок не установлен, он приравнивается к сроку исковой давности – трем годам от даты обнаружения нарушения прав (ст. 196 ГК РФ).
- Вы можете потребовать исполнителя (поставщика) устранить за свой счет нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением им обязательств, возместить ваши расходы на это, соразмерно уменьшить стоимость товара или работ. Также, согласно ст. 395 ГК РФ, в перечень требований можно включить возмещение убытков, понесенных по причине допущенных нарушений. Требования должны быть законными, обоснованными. Ссылайтесь на конкретные нормативно-правовые акты, статьи законов, пункты договора и т.п.
Претензия не гарантирует удовлетворения ваших требований. Но, как эффективный инструмент, она существенно снижает издержки при разрешении споров.
Специальное предложение
Для постоянных клиентов Центра предусмотрены скидки на дополнительные услуги: получение выписок из госреестра, справок и т.п.