

Чистыми активами являются средства компании, оставшиеся после расчетов с бюджетом и кредиторами. По сути, это разница между обязательствами и активами (с небольшими корректировками). Также чистые активы определяются исходя из третьего раздела бухгалтерского баланса. Итоговый показатель «капитала и резервов» корректируется на некоторые суммы. Полученное значение отражает объем собственных средств.
В учете чистых активов ошибки допускаются нечасто. Как правило, с балансом работают опытные бухгалтеры. Но с рядом проблем, которые привлекают внимание налоговой, столкнуться может любой бизнес. Давайте разберемся, как снизить риски и уменьшить возможные издержки.
Что может пойти не так
Для расчета чистых активов используются разные формулы. Полученное значение в результате плавает. Причиной могут быть некорректные данные в бухгалтерском балансе. Исправлять ошибки, соответственно, нужно начиная с него.
Чистые активы меньше уставного капитала, и вы не собираетесь объясняться с налоговой. Последствия зависят от того, насколько провалился объем собственных средств. Если показатель меньше минимального уставного капитала (10 000 по состоянию на 2024 год), компания подлежит ликвидации. Если ситуация не критичная, но вы ничего с этим не делаете, ИФНС может запросить пояснения, а в случае игнорирования требований – внести в реестр отметку о недостоверности сведений.
Руководство принимает решение увеличить чистые активы (сравнять их с уставным капиталом), бухгалтер подгоняет отчетность.
Исправляем ошибки
Для расчета чистых активов бухгалтер предприятия может использовать одну из следующих формул:
- Стоимость чистых активов = итоговое значение раздела III (строка 1300) + значение в строке 1530 (доходы будущих периодов) – задолженность участникам по вкладам в уставный капитал.
- Стоимость чистых активов = активы (раздел I, II, строка 1600) – обязательства (раздел IV, V, строки 1400, 1500) + доходы будущих периодов – задолженность участников по вкладам в уставный капитал (строка 1170).
Способ расчета чистых активов рекомендуется закрепить в учетной политике.
Сама по себе ситуация, когда размер чистых активов не дотягивает до уставного капитала, критической не является. От руководства ООО требуется соблюдение норм ФЗ №14 от 08.02.1998. Если сумма по балансу ниже уставного капитала, у вас два варианта: уменьшить уставный капитал и зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ или увеличить объем собственных средств, чтобы показатели сравнялись. В ситуации, когда чистые активы меньше 10 000 руб., тоже не все критично. Например, в 2024 компания не обязана ликвидироваться, если по итогам 2023 года собственные средства не дотянули до уставной минималки (ФЗ №46 от 08.03.2022). В общем, прежде чем принимать крайние меры, рекомендуем ознакомиться с послаблениями, предусмотренными действующим законодательством для поддержки бизнеса.
Увеличение чистых активов по запросу налоговой придется подтвердить документально. В пояснении можно упоминать меры по проверке и возвращению кредиторской задолженности, списанию долгов с истекшим сроком исковой давности, проведение переоценки имущества (НМА и ОС). Также можно сослаться на получение помощи от участников общества. Важно: такая помощь должна быть принята к учету в установленном порядке (оценена, оприходована, отражена на соответствующих счетах).
Некому исправить ошибки в расчете чистых активов (бухгалтер заболел, уволился, не выходит на связь)? Мы восстановим учет, сформируем уточненную отчетность, подготовим пояснения для налоговой, проинструктируем руководителя, если его вызовут на допрос в ИФНС. Звоните!

















