Минцифры выносит на рассмотрение законопроект об ограничении рассылки безадресной рекламы. Речь идет о распространении листовок и прочего через почтовые ящики. Законопроект предусматривает три ключевых изменения. Во-первых, рекламные материалы в ящики нельзя будет раскладывать без согласия жильцов. Во-вторых, появится единственный уполномоченный посредник-распространитель – «Почта России». В-третьих, за нарушение новых правил накажут рублем.
Кого касается?
На законопроект Минцифры рекомендуется обратить внимание всем, кто сейчас продвигает товары и услуги через раскладку рекламных материалов в почтовые ящики.
Также изменения затронут самозанятых граждан. Они получат новый вид деятельности. Физлиц на НПД почта сможет привлекать к выполнению разных технологических операций, в том числе по доставке рекламы в почтовые ящики.
Для чего это нужно?
Идея об ограничении распространения рекламы через почтовые ящики не нова. Вопрос был вынесен на повестку еще в 2020 году. Но только в 2025 началось формальное публичное обсуждение, которое закончится 29 апреля.
Что с этим делать?
Сейчас кто угодно может раскладывать рекламу по почтовым ящикам. Такой вариант продвижения товаров и услуг под действие законодательства не подпадает.
По новым правилам:
- Почтовые ящики объявляются собственностью жильцов (поправки в ст. 31 закона «О почтовой связи»). Они станут общим имуществом, как крыша или стены дома. Размещение рекламных объявлений на последних регламентируется законом. И с почтовыми ящиками будет так же.
- Согласно поправкам в гл. 2 ФЗ № 38 (закон «О рекламе»), нет согласия жильцов на рассылку – листовки и прочее в почтовом ящике вне закона.
- Оператором по распространению рекламы может быть «Почта России» и другие организации в соответствии с требованиями ФЗ № 176 от 17.07.1999. Формально право выбора оператора остается за жильцами. Фактически – вопрос не первоочередной в повестке общего собрания, поэтому с большой вероятностью монополия останется за почтой.
Санкции, последствия?
Распространение рекламы через почтовые ящики в обход «Почты России» после принятия законопроекта обойдется юридическому лицу в 100 000–500 000 руб., должностному лицу (руководителю), индивидуальному предпринимателю в 4 000–20 000 руб.
Поговаривают, что за повторное нарушение штраф могут удвоить.
Исключения?
Нововведения не коснутся официальных СМИ (газетам и журналам не придется дополнительно платить за распространение рекламы через почтовые ящики). Также по старинке можно будет распространять важные справочно-информационные сведения и социальную рекламу.