ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ
Регистрационные услугиРегистрационные услуги

Учетная политика организации

Что включает в себя понятие "учетная политика предприятия"? +

Учетная политика представляет собой сочетание различных вариантов в направлении ведения учета бухгалтерии и налогов. Кроме того, в нее включается работа по составлению отчетных форм. Учетную политику каждое отдельное предприятие вырабатывает само. Выбор того или иного метода предусматривается нормативно-правовыми документами. Помимо этого, она содержит в себе отражение выбранных предприятием способов учета. Они неоднозначно могут трактоваться в праве.

В качестве ключевой бумаги, который регламентирует выработку компанией учетной политики, выступает Положение по бухучету (ПБУ 1/2008). Кроме того, ссылка к правильному составлению и ведению учетной политики отражается в иных положениях (к примеру, даже в налоговом праве).

Если обратиться к официально нормативному понятию, который представлен в пункте 2 ПБУ 1/2008, учетная политика является принятой совокупностью вариантов по ведению бухгалтерского учета, а именно включает в себя наблюдение, проведение стоимостного измерения, группировку, а также получение и обобщение итоговых результатов.

Среди примера положений учетки могут выступать методы списания стоимости МПЗ, методика проведения амортизации ОС и НА и прочее.

Что представляет собой структура учетной политики? +

Положения учетной политики принято делить на те положения, которые предназначаются в решении бухгалтерского учета, а также положений налогового учета. Оба этих положений реализуются внутри одного документа, а именно приказа об учетной политики.

Помимо этого, к приказу об учетной политики прикрепляют различного рода приложения. Среди них особое место в работе организации имеет рабочий план счетов, а также формы, которые используются в качестве основных по ведению первичных документов.

Каким образом утверждается учетная политика? +

Утверждают учетную политику до того, как наступает новый финансовый год или в начале текущего. Ее следует подтверждать и оформлять каждый год. В случае, если она не претерпела никаких изменений, то вновь утверждать учетку не потребуется.

Учетная политика изменяется в пределах установленных Положениями ситуаций. К примеру, если меняется нормативно-правовая база, а также, если существенно меняются условия хозяйствования и пр. В основном изменения будут проводиться с начала года. Не выступает в качестве изменения учетной политики варианты ведения бухучета на предприятии, которые имеют отличия по существу от тех фактов, которые учитывались ранее или возникали в первый раз в работе предприятия.

Какие бывают разновидности учетной политики? +

Различают несколько вариантов составления и ведения учетной политики:

  • Журнально – ордерная;
  • Мемориально-ордерная;
  • Автоматизированная.

Чтобы грамотно вести учетную политику, следует использовать ту основу, которая является проверенной, чтобы классифицировать и хранить данные. Для этого выделяют различные формы и шаблоны по составлению бумаг.

Нужно ли подавать учетную политику в налоговую службу? +

Конечно, нет. Подобное мнение является настоящим заблуждением. При этом, предоставлять учетную политику в инспекцию налоговой службы не потребуется, когда вы создаете предприятие, а также в случае, когда дополняется или изменяется учетная политика. Подобная обязанность не предусмотрена в налоговой правовой практике.

Кроме того, владельцам предприятий предоставляется право выбора по многочисленным вопросам. В частности, они касаются процесса амортизации, списания продукции с материалами, резервов и пр. Иными словами, в отсутствии учетной политики будет попросту невозможно следить за тем, как правильно рассчитываются налоги. Именно поэтому, когда проводятся выездные проверки инспекции налоговой службы, специалисты могут запросить данный документ в полной комплектации. Как только вы получаете данный запрос, то в течение 10 рабочих дней вам, как руководителю предприятия, потребуется предоставить копию приказа, по которому была утверждена учетная политика. В случае, если вами будет проигнорирован данный запрос, то к предприятию могут быть применены штрафные санкции в размере до 200 рублей за каждый документ, который вы не предоставили. Также могут быть применены меры административной ответственности к тем, в чьи обязанности входит ведение данного вопроса (величина штрафа от 300 до 5 000 рублей).

В чем заключаются сложности ведения учетной политики, учитывая новые стандарты, введенные в 2021 и 2022 году? +

В настоящее время имеется довольно большое разнообразие изменений в нормативно-правовую базу, которой приходится руководствоваться в рамках составления учетной политики. Имеются разнообразные федеральные стандарты ведению бухгалтерского учета, внедряется процесс электронного документооборота, налоговые правила.

Если обратиться к изменениям, которые произошли в 2021 году, то, учитывая стандарт ФСБУ 5/2019, на предприятиях потребуется вести учет запасов. Следовательно, как руководителю организации, так и его бухгалтерам приходится изучать тонкости оценки стоимости продукции, процесса обесценивания активов и пассивов.

Вновь адаптироваться под какой-то новый подход довольно сложно. В настоящее время возникают новые подходы, где в основе содержатся соблюдение законодательных правил и норм.

Каких универсальных правил следует придерживаться, когда составляется учетная политика? +

На практике имеется несколько ключевых правил, по которым можно создать удобную и функциональную учетную политику:

  • Не стоит отражать в документах учетной политики все имеющиеся и используемые на предприятиях варианты учета. Когда вы описываете в учетной политике все имеющиеся способы, то вы можете неоправданно раздувать ее объем. Существуют стандарты ведения бухгалтерского учета, а также нормативы налогового законодательства, которые способны установить единый способ учета активов и обязательств. При этом не всегда он применяется в учетной политике. Если есть возможность выбрать один способ из имеющихся, то утвердить в «учетке» можно выбранный вариант.
  • Не стоит включать в учетную политику ненужные разделы. Лучше не описывать порядок учета активов и обязательств, которые отсутствуют на вашем предприятии и если вы не собираетесь с такими объектами работать. К примеру, если у вас в компании отсутствуют вложения или нематериальные активы, то они не должны отражаться в учетной политике.
  • Не нужно детализировать рабочий план счетов. Не стоит добавлять в рабочий план счетов аналитические счета. Рекомендуется ограничиться указанием о ведении синтетического счета и субсчетах.
  • Старайтесь разумно установить уровень существенности. Выше показателя в 10% его не стоит поднимать. Если вы исказите показатели в отчетности на более, чем 10%, то контролер может выписать вам штраф или отстранить от работы вашего бухгалтера, а вам привлечь к соответствующей ответственности. Величина штрафных санкций может быть установлена на уровне до 10 тыс. рублей.
  • Уделяйте внимание актуальным приложениям, которые имеются в учетной политики. Очень важно вовремя актуализировать положения приложений, ведь в противном случае вы исказите некоторые положения.
Что отражается в учетной политике? +

Никто не может с точностью сказать, что именно отражать в учетной политике. Какого-то обобщенного ее варианта попросту не существует. Процесс составления напрямую зависит от работы конкретного предприятия. Поэтому руководителям следует учитывать только те операции, которые действительно проводятся в организации, а также планируется проводить в ближайшей перспективе.

Среди «моментов», которые действительно важны в процессе ведения учетки, называют:

  • Использование ручного метода ведения бухгалтерского учета или с применением специальных программных продуктов;
  • Приобретение материалов, когда применяются лишь счет 10 или счет 15 и 16. С последними довольно проще вести фактический учет расходов материалов;
  • Подбор способов оценки материалов, которые отпускаются в работу (по средней себестоимости, по каждой отдельной единице или по методике ФИФО);
  • Определение метода начисления амортизации;
  • Учет активов, стоимость которых не выше 40 тыс рублей в состав основных средств;
  • Постановка срока полезного использования для НМА;
  • Определение вариантов того, как начисляется амортизация на нематериальные активы;
  • Определение стоимости, которая позволяет списывать продукцию, которую опустили в продажу;
  • Определение способов учета затрат на перемещение продукции на склад.

Все это помогает наладить процесс составления учетной политики, убыстряет процесс ее описания.

В каких случаях и когда вносятся изменения в учетную политику? +

Утверждается документ на каждый финансовый год. Когда образуется новое предприятие, то оно обязано описать учетку в течение 3-х месяцев после регистрации. Проводить изменение положений учетной политики можно в ряде случаев:

  • Если меняются нормативные акты о бухгалтерском учете;
  • Если в работу предприятия внедряют новые способы ведения учета, которые позволят повысить качество данных;
  • Если производятся существенные изменения в бизнес-процессах предприятия, которые, к примеру, связаны с его реорганизацией, запуском нового направления работы и пр.

В первый раз и последующее изменение учетной политики должны утверждаться в соответствующем приказе. У индивидуальных предпринимателей отсутствует необходимость и обязанность ведения учетной политики. Выбор в пользу ее составления является абсолютно добровольным, который лишь помогает вести бухгалтерский учет на малом предприятии или в условиях работы ИП.

Каким образом формируется налоговая учетная политика? +

В качестве ключевой разницы между налоговой и бухгалтерской политикой можно назвать то, что в первом случае отсутствуют единые правила ее составления. Предприниматель или руководитель организации самостоятельно выбирает способ составления учетки, учитывая систему налогообложения.

Налоговая учетная политика ведется всеми участниками финансового процесса на рынке, как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Бремя на составление и правильность отражения операций полностью ложится на плечи руководителя организации. Это требуется, чтобы контролирующим органам было проще анализировать получаемую информацию в ходе проведения соответствующих проверок.

К примеру, если организация является плательщиком налога на прибыль, то процесс составления учетки может использовать метод списания материалов по цене отдельного товара, ФИФО или в среднем соотношении. Кроме того, вариант начисления амортизации бывает линейным или нелинейным, а затраты – косвенные или прямые.

Можно ли сократить расходы предприятия, используя учетную политику?

Если вы правильно сформулируете учетную политику, то существует возможность получить баланс в использовании затрат, следовательно, экономить на выплате налогов.

Большая часть таких возможностей заключается в руках организаций, которые работают на ОСНО, выплачивающие налог на прибыль. Среди способов можно назвать процессе ускорения амортизации, используя нелинейных способ отнесения затрат, а также применение амортизационной премии, использование инвестиционного налогового вычета и пр.

Поэтому, если вы еще думаете, каким образом правильно составить учетную политику и абсолютно не разбираетесь в тонкостях ее составления, лучше проконсультироваться со специалистами, чтобы быть уверенным в работе. Только в таком случае возможно создать производственные условия, которые будут работать на ваше благосостояние, а не на использование производственных мощностей исключительно себе в убыток. На данный момент следует обращать внимание, когда вы создаете учетную политику или вносите в нее изменения.

Что представляет под собой ретроспективное изменение учетной политики? +

Когда проводится ретроспективное применение изменений учетки, то:

  • Корректируются показатели отчетов на начало года (статья «Финансовый результат»), а также данные, которые связаны со статьями за самый ранний период, который предшествовал время, когда раскрывались сравнительные показатели.
  • Информацию по корректировке предыдущего периода раскрывают в отчетах текущего периода.
  • Сумма всех корректировок будет отражена во времени, когда внесены изменения учетки.
  • Отчетность за прошедшие годы не пересматривается, не заменяется и повторно не предоставляется.

Ретроспективное изменение невозможно создать, если:

  • Отсутствует связь с необходимым количеством данных за прошлые периоды;
  • Необходимо использовать оценочные значения, которые не были доступны на момент предоставления отчетов за прошлый период.
Специальное предложение Для постоянных клиентов Центра предусмотрены скидки на дополнительные услуги: получение выписок из госреестра, справок и т.п.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности Лицензия на осуществление образовательной деятельности, продолжение Приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности Приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности Свидетельство об аккредитации

Офисы компании «Регион»

г. Химки, ул. Панфилова, д.1
г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б