Приватизация жилой недвижимости регламентируется Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации. На сегодняшний день процесс безвозмездной передачи жилья в собственность по-прежнему требует немалых затрат времени и грамотной подготовки документов. Сроки бесплатной приватизации продлены до 2018 года.
Приватизация жилой недвижимости: права и ограничения
Приватизировать квартиру имеют право граждане России и члены их семей, которые занимают жилую площадь на основании договоров социального найма и ранее не участвовали в приватизации, – это мероприятие можно проводить один раз в жизни.
Закон накладывает запрет на приватизацию в аварийных и планируемых к сносу домах, общежитиях, в большинстве военных городков, а также служебных квартир. Невозможна приватизация и в том случае, когда один или несколько жильцов отказываются в ней участвовать, не дают письменного согласия и не оформляют письменный отказ. Такой документ также требуется от несовершеннолетних жильцов 14 − 18 лет, которые после достижения совершеннолетия будут иметь право повторной приватизации собственного жилья.
Оформление документов
Порядок приватизации квартиры также регламентируется законодательством и состоит из нескольких этапов. Сначала надо собрать солидный пакет документов:
- удостоверения личности всех участников мероприятия – паспорта для взрослых и свидетельства о рождении для несовершеннолетних до 14 лет;
- документы БТИ – кадастровый паспорт недвижимости с приложением экспликации и поэтажного плана;
- финансово-лицевой счет, который можно получить в территориальном отделении РКЦ;
- выписку из домовой книги, полученную в паспортном столе;
- договор социального найма (если он еще не оформлен, надо обратиться в соответствующий отдел Департамента жилищного фонда);
- ордер на квартиру или, в случае его отсутствия, справку из территориальной жилищной комиссии;
- разрешение на приватизацию от попечительских и опекунских органов, если в процессе участвуют несовершеннолетние;
- письменное согласие всех участников на передачу жилья в собственность;
- доверенность от всех участников приватизации на имя лица, которое будет осуществлять все процедуры, − это может быть член семьи или представитель компании-посредника;
- квитанцию об оплате государственной пошлины.
Все документы для приватизации квартиры предоставляются в оригиналах и нескольких ксерокопиях. В зависимости от ситуации могут потребоваться и дополнительные документы.
Весь пакет вместе с заявлением передается в территориальные органы, в компетенции которых находится оформление приватизации жилья.
Приватизация квартиры: стоимость в денежном и неденежном выражении
Многие граждане интересуются, сколько стоит приватизация квартиры после 1.03.2015 года – даты очередного продления сроков бесплатной передачи жилья в собственность. Размер государственной пошлины составляет в этом году 2000 рублей. К этой сумме надо прибавить оплату получения различных справок и документов БТИ. Плюс затраты времени, уход с работы, выстаивание в очередях и волнения по поводу правильности своих действий, ожидание возможного отказа. В итоге приватизация оказывается далеко не бесплатной.
Кроме того, сроки приватизации квартиры, если она проводится самостоятельно, трудно предугадать точно. Государственные организации в силу своей загруженности могут растянуть процесс на несколько месяцев.
Учитывая трудности, возникающие у обычных граждан, гораздо более практично обратиться за помощью к специалистам по недвижимости. Приватизация квартиры, стоимость которой в специализированных компаниях вполне доступна, пройдет быстрее и не получит отказа.
Многофункциональный бухгалтерский центр «Регион» предлагает физическим лицам недорогие и оперативные услуги по оформлению приватизации жилой недвижимости.